Можно ли соединить интересы бизнеса и публичных благ?

Вопрос о законодательстве в области строительной деятельности очень непростой и затрагивает интересы всего строительного комплекса

В рамках Интернационального фестиваля «Зодчество-2017» НОПРИЗ организовал панельную дискуссию «Архитектурно-строительное проектирование: функции и ответственность конструктора в системе производства общественных благ». Она вызвала большой энтузиазм у участников и гостей фестиваля.

Требуется муниципальная политика

Пожалуй, одной из главных тем стало обсуждение заморочек с принятием освеженной редакции Федерального закона "Об строительной деятельности в Русской Федерации". Он был принят в 1995 году, с того времени многие его положения устарели и противоречат нынешним реалиям. Проф общество переработало закон еще пару лет вспять, его усиленно дискуссируют, но до сего времени он так и не принят.

Кстати, намедни дискуссии проект закона обсуждали на следующем Совете основных архитекторов Рф, который прошел также на площадке фестиваля. Провел его председатель Совета, президент РААСН Александр Кузьмин. Основной темой Совета стало обсуждение главы закона, в какой идет речь о работе и возможностей основных архитекторов. По воззрению участников обсуждения, главу необходимо доработать в сторону усиления воздействия основных архитекторов на формирование городской среды, более точного разграничения возможностей меж главными конструкторами регионов и поселений. Они считают, что за первыми нужно закрепить территориальное планирование, работу над генпланами ведущих городов регионов, а за вторыми – детализированную проработку строительных документов, в том числе по благоустройству.

Свое мировоззрение о проекте закона высказал Алексей Воронцов, вице-президент НОПРИЗ. Он считает, что медлительно решается вопрос с приданием нового статуса основным конструкторам регионов. Выступая на Госсовете в мае 2016 года, Президент страны Владимир Путин озвучил предложение, что они должны впрямую подчиняться первому лицу в регионе и быть независящими от административного давления. Но в практику это положение не внедряется, потому его нужно закрепить в новейшей редакции закона об строительной деятельности.

Он поведал о предпринимаемых усилиях по доработке и утверждению закона. В прошедшем и сегодняшнем году его обсуждали на многих мероприятиях в различных структурах, в том числе в региональных. В НОПРИЗе, РААСН прошли круглые столы по этой теме. Приказом Минстроя Рф он был включен в план работ на 2017 год. Есть надежда, что в 2018 году законопроект поступит в Госдуму РФ.

Что самое главное определено в нем? Выделить деятельность в области архитектуры в гос политике как самостоятельный вид идейной работы. Поднять статус практикующих архитекторов, статус основных архитекторов. Ввести страхование проф деятельности архитекторов. Обусловиться с проф квалификацией их деятельности и др.

Один из выступающих отметил: признак недостаточной оценки роли архитекторов – то, что в заглавии министерства пропало слово архитектура, оно должно называться Минархстрой.

Подводя результат дискуссии законопроекта, Миша Посохин, президент НОПРИЗ, выделил, что вопрос о законодательстве в области строительной деятельности очень непростой, он затрагивает интересы всего строительного комплекса и напомнил, что пока идет речь об обсуждении не законопроекта, а только его концепции. После одобрения этого документа закон еще предстоит написать.

Как поднять статус?

Состоявшуюся дискуссию можно условно поделить на две части.

1-ая – это вроде бы претензии архитекторов к миру, а 2-ая – это претензии к конструкторам.

Так, Грубит Мавлияров, заместитель министра строительства, заявил, что у общества есть за что критиковать архитекторов. Много случаев неэстетичного дизайна фасадов, промахов в проектах благоустройства, неудачных проектов таких малых строительных форм как остановки транспорта, киоски и т.д.

– Это нужно же так не обожать собственный город, чтоб конструктор дозволил использовать, к примеру, для отделки фасадов стройматериалы для временных строений, – увидел заместитель министра. – И делается это даже не из-за экономии средств, а, к примеру, чтоб ускорить ввод объектов. Вчера на Совете основных архитекторов гласили о том, что нужно основных архитекторов впрямую подчинять губернаторам. В принципе, это сделать нетрудно, только бы толк был.

Грубит Мавлияров напомнил о случаях, когда заказчики, в том числе и бюрократы, демонстрируют местным конструкторам рисунки из журналов либо веба и требуют сделать также. А где же местные архитекторы, для чего повторять чужие идеи?

Об ответственности архитекторов в развитии малых, в особенности исторических городов, гласил Владимир Цветнов, директор Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследства Министерства культуры РФ. Сущность его выражения такая: хоть какой исторический город стоял за длительное время до нас, пережил многие неудачи, переживет и сегодняшнее время, когда он вроде бы нашему государству в особенности и не нужен, и далее будет жить, когда уж и нас не будет. И каким остается в нем след от сегодняшнего времени – находится в зависимости от архитекторов. Не надо забывать о том, что один и тот же проект в большенном и малом городке смотрится по другому. Он может украсить большой город и обезобразить малый. Необходимо заботливо относиться к таким городкам, не забывать о формировавшихся веками строительных особенностях, подчеркивать идентичность, учесть, какие тут сложились народные традиции, в особенности воздействие народных промыслов, и языком архитектуры развивать эти традиции.

Были и другие критичные выражения. На что архитекторы, которые находились посреди слушателей дискуссии, парировали, что многие неудачи как раз и идут от недооценки роли конструктора. Что касается картинок понравившихся видов городов либо построек, то и тут все не просто. Почему губернатор просит производить благоустройство по понравившимся фотографиям, он что – не может обратиться к местным конструкторам? Миша Посохин, к примеру, вспомнил случай, о котором ему поведали архитекторы 1-го сибирского городка. Им проявили фото средиземноморского городка и попросили сделать так же прекрасно. Но там другой климат, а у нас в Сибири зима девять месяцев в году. Это нельзя не учесть.

– Наша архитектура имеет трехсотлетнюю историю, но, на мой взор, статус конструктора никогда не падал так низковато, – заявил Андрей Боков, знатный президент Союза архитекторов Рф. – У нас нет гос стратегии в области архитектуры, нет организации, которая бы на правительственном уровне регулировала строительную деятельность. Идет брутальная депрофессионализация архитекторов. В Рф в 10 раз меньше архитекторов на тыщу человек населения, чем в странах Евросоюза. Сейчас русский конструктор не имеет документа, подтверждающего его право на ведение проф деятельности, за ним не закреплено право аккомпанировать проект.

По воззрению Миши Посохина, при массовой застройке идет деградация свойства проектирования жилой застройки. Сейчас превалируют интересы заказчика, а не зодчих. Много претензий и к подготовке юных архитекторов в университетах. Многие педагоги за душой не имеют ни 1-го выполненного проекта. В свое время преподавать мастерство студентам не гнушались самые выдающиеся архитекторы, а сейчас практикующий конструктор не может читать лекции в вузе. Выручает только то, что сами студенты с второго-третьего курса сотрудничают с строительными бюро.

О крепостных конструкторах

Этот разговор продолжила Лена Косоренкова, управляющий АНО «Национальное агентство по архитектуре и градостроительству». Она произнесла, что есть и прослойка крепостных архитекторов, которых еще именуют карманными конструкторами. Они работают в составе больших компаний и, на самом деле, не имеют права голоса при разработке проектов. Делают, что им отдадут приказ. Жалеть их либо осуждать?

– Я их жалею, а осуждаю их заказчиков, – гласит Лена Косоренкова. – Такие архитекторы не участвуют в конкурсах, не делают для себя имя. Эта ситуация сложилась на рынке, когда большие компании стали создавать снутри собственных структур строительные подразделения. При всем этом они сберегают средства, платя наемным мастерам среднюю заработную плату, а самое главное, диктуют им свою волю. Многие же воспринимают конструктора как помеху. В конечном итоге у нас понижается качество архитектуры. Мы запамятовали, что такое строительный ансамбль. Появились жилые дома, школы, детские сады совсем одичавших расцветок, я их называю «вырви глаз». Это как ком заморочек: из-за кризиса разоряются маленькие архбюро, обычно это юные начинающие мастера, они в поисках работы уходят в большие компании, там они перестают расти творчески. В конечном итоге пропадает целое поколение, а общество получает низкокачественную архитектуру. Не считая того, с рынка пропали большие заказы, которые ранее поступали от компаний. Рынок сужается, мучаются саморегулируемые организации, которые оказывают влияние на политику в нашей сфере.

Меж тем строительный вид городов – это богатство общества, и отдавать его на откуп заказчикам, которые не должны разбираться в тонкостях архитектуры, – страшная тенденция. Выход Лена Косоренкова лицезреет в законодательном запрете корпорациям иметь свои архбюро. Большие комплексы в городках должны строиться при их общественном обсуждении.

Во время дискуссии, в принципе, внезапных новых тем фактически не появилось. Но ценность ее в том, что коллеги из различных структур, различных регионов получили возможность обсудить болевые точки профессии конструктора и импульс – мыслить, как их решать.

Обои флизелиновые Аспект Магма коричневые 1.06 м 70236-28

**Направьте внимание на номер партии обоев: рулоны из различных партий могут различаться цветом. Если партии не хватает на все стенки, оклейте каждую стенку одной партией.**Обои «Магма» 70236-28 с рисунком вензелей выполнены в стиле «неоклассика». Декоративное полотно с перламутровой поверхностью и приятным на ощупь структурным рельефом помогает скрыть малозначительную кривизну стенок и маленькие выпуклости. Основной цвет — карий.

Изделие произведено в Рф, длина рулона составляет 10,05 м, ширина приравнивается 1,06 м. Обои наклеивают с подбором рисунка (раппорт — 32 см). Установка полотна делают методом нанесения на стенки флизелинового клея, снятие производят сухим методом.

Особенности